- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовые и финансовые основы деятельности государственных (муниципальных) учреждений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008981 |
Тема: | Правовые и финансовые основы деятельности государственных (муниципальных) учреждений |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «БГУ») Кафедра финансов Направление 38.03.01 Экономика Профиль «Финансы и кредит» БАКАЛАВРСКая РАБОТА на тему: «Оценка финансово-экономической деятельности образовательного учреждения и пути её совершенствования (на примере МОУ СОШ № 3 г. Свирск») Заведующий кафедрой: д-р. экон. наук., доцент Т. В. Сорокина (подпись) Руководитель: ст. преподаватель Е. В. Орлова (подпись) Нормоконтролер: специалист по УМР 1 категории М. Ю. Ленская (подпись) Студент гр. ЗФ-13: Ольга Федоровна Михайлова (подпись) Иркутск, 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………............. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ………. 6 1.1. Правовые и финансовые основы деятельности государственных (муниципальных) учреждений…………………………..…………..………. 6 1.2. Методы оценки финансово-экономической деятельности государственных (муниципальных) учреждений…………………...…........ 14 1.3. Отраслевые особенности финансирования и оценки деятельности образовательных учреждений ……………………………………………….. 20 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………………….. 35 2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности образовательного учреждения МОУ СОШ № 3 г. Свирск»……………….. 35 2.2. Анализ финансового обеспечения и результатов деятельности МОУ СОШ № 3 г. Свирск……………..……………………………………... 38 2.3. Современные проблемы и перспективы развития оценки финансово-экономической деятельности образовательных учреждений…………...…. 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………......……………………… 58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………. 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Значение и величина составляющих базовых нормативов затрат по реализации основных общеобразовательных программ в 2017 году………………………….……………………………… 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Учетная карта муниципального учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск………………………………… 65 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время Правительством Российской Федерации поставлена цель повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии снижения темпов роста расходов бюджета на их предоставление, а также создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования. Государственные (муниципальные) учреждения – некоммерческие организации, осуществляющие экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. При этом учреждения, как правило, специализируются на выполнении определенного вида деятельности (учреждения здравоохранения, учреждения образования, учреждения культуры и т. д.), т. е. создают социальные блага, в основном, непроизводственного характера. Финансирование государственных (муниципальных) учреждений осуществляется на основании государственного или муниципального задания. Выделяемая субсидия не предполагает полное покрытие всех расходов учреждения, и в течение года может быть уменьшена при соответствующей корректировки государственного (муниципального) задания. При этом сформированные учреждением доходы от платных услуг и иных видов деятельности, приносящих доход, поступают в самостоятельное распоряжение организации. Таким образом, органы власти предоставили возможность учреждениям социальной сферы быть конкурентно способными на рынке социальных услуг и активно привлекать внебюджетные источники средств для осуществления своей деятельности. В свою очередь, для бюджетной системы это возможность сокращения бюджетного дефицита за счет сокращения расходов, в том числе на образование и здравоохранение. Однако в последние годы в условиях постоянного роста расходов на коммунальные услуги, оплату труда персонала, приобретение материалов учреждения образования напротив регулярно испытывают недостаток финансовых ресурсов для покрытия своих обязательств. В то же самое время организации должны продолжать оказывать образовательные услуги высокого качества в соответствии с утвержденными стандартами. Вышеизложенное определило актуальность исследования существующих методов оценки финансово-экономической деятельности образовательных учреждений. Целью выпускной квалификационной работы является оценка финансово-экономической деятельности образовательного учреждения и поиск путей ее совершенствования. В соответствии с указанной целью были сформулированы следующие задачи бакалаврской работы: – на основании исследования теоретических положений функционирования государственных(муниципальных) учреждений образования определить отраслевые особенности и методы оценки финансово-экономической деятельности учреждений данной сферы; – провести анализ финансового состояния и результатов деятельности МОУ «СОШ № 3 г. Свирск» для определения существующих проблем в данной области; – предложить возможные пути совершенствования финансово-экономической деятельности учреждений образования (в т. ч. МОУ «СОШ № 3 г. Свирск»). Объектом исследования является финансово-экономическая деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск». Предмет исследования в выпускной квалификационной работе – методы оценки финансово-экономической деятельности образовательных учреждений. Информационная база бакалаврской работы представлена нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня, в том числе Бюджетным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ; федеральными законами, подзаконными актами, методическими рекомендациями и инструкциями финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, публикациями в отечественной печати, данными официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, официального сайта МОУ СОШ №3 г. Свирска и другими Интернет-ресурсами. При обработке и систематизации информации в процессе подготовки бакалаврской работы применялись методы классификации, группировок, экономико-статистические методы, экспертный и сравнительный анализ. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ 1.1. Правовые и финансовые основы деятельности государственных (муниципальных) учреждений Одним из условий эффективного функционирования национальной экономики является рациональное использование средств государственного бюджета, которые направляются на содержание отраслей социальной сферы. Основными поставщиками социальных услуг при этом выступают государственные и муниципальные учреждения. Содержание понятия «учреждение» раскрывается в Гражданском кодексе Российской Федерации, согласно которому учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием – (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Учреждение – некоммерческая организация, выполняющая социально-культурные или административно-политические функции. Оно предназначено для создания социальных благ преимущественно непроизводственного характера. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, органов прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. До 2011 года государственные (муниципальные) учреждения финансировались из бюджета по смете и самостоятельно расходовали средства, полученные от предпринимательской деятельности. Затем в результате реформирования бюджетного сектора были введены три типа государственных (муниципальных) учреждений: казённые, бюджетные и автономные. Правовой статус государственных (муниципальных) учреждений определен нормами гражданского и публичного права. В частности, их деятельность регламентируется положениями Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральным законом №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», федеральным законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», федеральным законом №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановлениями Правительства РФ, приказами Минфина России и другими нормативно-правовыми актами. Бюджетный кодекс Российской Федерации является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы РФ и регулирует правовые отношения, возникшие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а также взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями бюджетных средств и прочими субъектами бюджетных отношений. При этом положения Бюджетного кодекса РФ конкретизируют статус казенных учреждений, определяют их отличия от других типов учреждений и характер осуществления ими гражданских правоотношений, когда их стороной выступает казенное учреждение. В данном случае в процесс реализации гражданско-правовых отношений включаются элементы публично-правового характера [1]. Казённые учреждения финансируются на основании сметы, но доходы от предпринимательской деятельности таких учреждений поступают в бюджет, обезличиваются и подлежат перераспределению в ходе формирования и утверждения бюджета. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах [3]. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) [4]. Основываясь на правовых положениях деятельности государственных (муниципальных) учреждений, можно отметить, что от организаций других организационно-правовых форм их отличают следующие особенности: – собственник имущества государственных (муниципальных) учреждений – публично-правовое образование в лице органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления; – имущество закрепляется собственников на праве оперативного управления; – цель деятельности – выполнение функций некоммерческого характера; – финансирование полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и т.д. Классификация учреждений может осуществляться по различным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.); по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные); характеру и сфере деятельности (учреждения образования (школы, высшие учебные заведения и др.); науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.); социальной защиты (рис. 1.1). Классификация учреждений По форме собственности По масштабу и значению своей деятельности По характеру и сфере деятельности государственные муниципальные негосударственные частные и др. общефедеральные субъектов федерации местные (муниципальные) учреждения образования науки культуры школы ВУЗы и др. и др. академии наук научно-исследовательские институты здравоохранения социальной защиты театры музеи библиотеки и др. больницы поликлиники и др. интернаты для престарелых школы-интернаты и др. Рис. 1.1. Классификация учреждений* * Составлено автором по данным [22]. Государственные (муниципальные) учреждения являются одними из самых многочисленных групп организаций, которые функционируют в нашем государстве. Более половины финансовых ресурсов, которые создаются в стране, мобилизуются в бюджетную систему государства. Подавляющая часть учреждений выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому от величины средств, которые предоставляются из бюджетной системы этим учреждениям, от эффективности их использования зависит выполнение социальных задач, которые стоят перед государством и обществом. В соответствии с действующим законодательством государственные (муниципальные) учреждения не могут отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется в форме бюджетных ассигнований из соответствующего бюджета – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Следовательно, в составе ключевых источников финансирования государственных (муниципальных) учреждений можно выделить: 1) финансирование за счет средств бюджетов соответствующего уровня, т.е. за счет средств федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ; местного бюджета, связанное с исполнением учреждением функций и задач, возложенных на него при создании (прежде всего, в процессе исполнения государственного (муниципального) задания); 2) финансирование за счет собственных источников, привлеченных в форме: – доходов, полученных от оказания платных услуг (выполнения работ) на принципах и в порядке, установленном законодательством РФ; – средств, получаемых от сдачи в аренду помещений, сооружений и оборудования; – целевых средств юридических и физических лиц; – средств от иной приносящей доход деятельности (см. рис.1.2). Все поступающие средства имеют одну общую цель – финансово обеспечить деятельность государственного (муниципального) учреждения в соответствии с установленными в законодательстве и уставе положениями. В настоящее время основная часть средств поступает в рамках бюджетного финансирования по большинству видов государственных (муниципальных) учреждений, однако существующие тенденции, свидетельствуют о необходимости активного привлечения внебюджетных источников как за счет активизации работы на рынке социальных услуг, так и за счет грантовой деятельности. Источники финансирования бюджетных и автономных учреждений Финансирование в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета Финансирование в виде поступлений от потребителей услуг, безвозмездных перечислений или приносящей доход деятельности Рис. 1.2. Источники финансирования бюджетных и автономных учреждений* * Составлено автором [18]. Государственное (муниципальное) задание представляет собой показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и служит основой для определения объема и состава расходов учреждений [1]. Расходы государственного (муниципального) учреждения осуществляются в объеме и направлениях, служащих достижению целей и решению задач данного учреждения как некоммерческой организации в соответствии с полученным от учредителя государственным (муниципальным) заданием и предусмотренными уставом разрешенными видами деятельности. Ключевыми плановыми документами деятельности государственных (муниципальных) учреждений являются бюджетная смета (для казенного учреждения), государственное (муниципальное) задание и план финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетных и автономных учреждений). План финансово-хозяйственной деятельности – один из внутренних документов, который государственные и муниципальные учреждения разрабатывают, утверждают и используют в процессе формирования доходов и расходов. Необходимость разработки плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечения его открытости и доступности закреплена нормой федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3]. Характеристика основных элементов плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения представлена на рисунке 1.3. Рис. 1.3. Содержание плана финансово-хозяйственной деятельности автономного и бюджетного учреждения* * Составлено автором по данным [7]. Общие правила составления и утверждения плана ФХД государственного (муниципального) учреждения установлены требованиями приказа Минфина РФ от 28 июля 2010 г. № 81н [7]. Следует иметь в виду, что установлены различные схемы утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (как в первоначальной редакции, так и уточненных) для бюджетных и автономных учреждений: план автономного учреждения утверждается руководителем на основании заключения наблюдательного совета учреждения; план бюджетного учреждения утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции полномочия учредителя. Составляется данный документ на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. В план финансово-хозяйственной деятельности включаются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах), плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения [7]. Плановые показатели по поступлениям отражаются в разрезе субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, поступлений от приносящей доход деятельности, поступлений от реализации ценных бумаг, публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) передаются в установленном порядке учреждению. Плановые показатели по выплатам отражаются в разрезе следующих направлений расходов: оплата труда и начисления на оплату труда, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества, прочие услуги, приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов, приобретение материальных запасов, приобретение ценных бумаг, прочие выплаты, иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации [7]. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе при установлении порядка предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации РФ. Изменение показателей плана финансово-хозяйственной деятельности осуществляется путем внесения корректировок, что позволяет исполнить его в следующем периоде наиболее эффективно. Проведение анализа плана финансово-хозяйственной деятельности необходимо для определения направлений использования денежных средств, их целевого расходования, эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности [7]. Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что правовые основы функционирования государственных (муниципальных) учреждений определены нормами гражданского и публичного права, их деятельность регламентируется нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня. Финансовой основой деятельности государственных (муниципальных) учреждений являются средства бюджетов бюджетной системы, выделяемые в форме субсидий, а также финансирование от иных источников, в том числе при оказании услуг за плату и осуществлении иной приносящей доход деятельности. При этом ключевые особенности деятельности учреждений связаны с формированием, утверждением и исполнением плановых документов, распоряжением имуществом, порядком взаимодействия с учредителем и потребителями услуг. 1.2. Методы оценки финансово-экономической деятельности государственных (муниципальных) учреждений Эффективность работы государственных (муниципальных) учреждений, качество оказываемых ими услуг являются ключевым вопросом проекта основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. При подготовки данного проекта были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы) и иных документов государственного стратегического планирования. Основными причинами низкой эффективности функционирования существующей системы государственных (муниципальных) учреждений являются проблемы существующие в области: – бюджетного планирования; – качества бюджетных услуг; – эффективности бюджетного финансирования. Данные причины определяют необходимость мониторинга и оценки финансово-экономической деятельности государственных (муниципальных) учреждений для решения задач рационального, целевого и эффективного расходования средств с целью повышения достоверности и оперативности получения информации о состоянии финансовых ресурсов учреждений и возможности оценки их деятельности. Кроме того в условиях действия федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» регулярный анализ деятельности учреждений позволяет формировать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек, привлечения внебюджетных средств, повышения ответственности за конечные результаты, а также сохранения социальной ответственности государства за те сектора, где действие рыночных механизмов нецелесообразно. Переход на новые механизмы финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений ставит задачу разработки адекватных методов контроля использования бюджетных средств, в частности субсидий на выполнение государственного задания, а также оценки эффективности оказания государственных услуг. Таким образом, необходимы новые методические подходы к оценке эффективности финансово-экономической деятельности учреждений, основанные на рациональном использовании имеющейся в отечественной и зарубежной науке и практике методологической базы. С исследованием проблемы повышения эффективности использования бюджетных средств связаны работы таких ученых и специалистов-практиков, как А. М. Бабич, Т. В. Брайчева, И. М. Васильева, Ю. М. Воронина, А. Л. Гапоненко, Л. Г. Грязнова, Л. С. Гринкевич, А. И. Деева, В. А. Двуреченских, А. Ю. Демидов, А. М. Емельянов, И. Д. Мацкуляк, И. Н. Мысляева, Ш. М. Магомедов, Г. Б. Поляк, В. М. Родинова, С. Н. Рябухин, С. В. Степашин, А. Н. Романов, С. О. Шохин, В. В. Шутенко и ряда других [23]. В работах этих ученых содержится научная проработка проблем эффективности использования бюджетных средств в бюджетном секторе в современных условиях. На основе изучения и обобщения опыта органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанного с различными направлениями контроля использования бюджетных средств, рассмотрим комплексную методику оценки эффективности деятельности государственных учреждений по предоставлению ими государственных услуг, анализу качества услуг и управлению государственными и муниципальными финансами. Рассматриваемая методика оценки эффективности деятельности государственных учреждений разработана с целью осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений, получивших значительную самостоятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Алгоритм оценки эффективности деятельности государственных учреждений в соответствии с данной методикой включает четыре этапа. На первом этапе рассчитываются показатели эффективности, характеризующие комплекс мероприятий, процедур по оптимизации бюджетного процесса, контрольно-диагностических процедур, обеспечивающих эффективность управления и результативность деятельности государственных учреждений по оказанию государственных услуг, качеству услуг и управлению государственными финансами. Фактические показатели по информации учреждения на отчетную дату. Расчетные показатели определяются в соответствии с алгоритмом на основе установленных формул и фактических отчетных данных. Для оценки эффективности деятельности государственных учреждений по оказанию государственных услуг, качества услуг и финансового менеджмента перечень исходных показателей систематизирован по следующим критериальным направлениям: основная деятельность учреждения и исполнительная дисциплина; эффективность выполнения государственного задания; деятельность учреждения, направленная на работу с кадрами; качество управления государственным имуществом учреждения; качество финансового менеджмента. Для расчета критериев оценки эффективности деятельности государственных учреждений предлагается необходимые показатели объединить в отчет о результатах деятельности государственного учреждения и обобщить в части сведений об учреждении, целевых показателей оценки эффективности деятельности государственного учреждения по предоставлению государственных услуг, качеству услуг и финансового менеджмента, расчетной формы по оценке эффективности реализации государственного задания и с помощью балльной системы определить результаты деятельности государственного учреждения. На втором этапе составляется модифицированный отчет о результатах деятельности государственного учреждения по предоставлению государственных услуг (выполнению) работ, качеству услуг и финансового менеджмента, в котором аккумулируются все результаты по расчетным критериям. На третьем этапе, воспользовавшись методикой балльной оценки показателей эффективности деятельности государственного учреждения по оказанию государственных услуг, качества услуг и финансового менеджмента, рассчитаем максимально возможное количество баллов с учетом отраслевых особенностей государственного учреждения». Например, балльная система критерия оценки основной деятельности учреждения и исполнительной дисциплины. На четвертом этапе после подсчета баллов необходимо суммировать их по кодам групп показателей за определенный период для определения общей суммы баллов и определения рейтинга оценки эффективности государственного учреждения. На основе сводного рейтинга определяется учреждение, оценка деятельности которого соответствует требуемым критериям эффективности. Данная методика представляет комплексный инструментарий оценки, основанный на опыте субъектов Российской Федерации [23], который можно использовать в качестве типового, что позволяет, с одной стороны, усовершенствовать контрольно-диагностические мероприятия в системе внутреннего контроля, а с другой стороны, унифицировать процедуру оценки эффективности деятельности государственных учреждений. Обобщая данные в области эффективности бюджетного управления, применяются следующие показатели: 1. Отраслевые показатели: объём оказанных бюджетных услуг по видам деятельности, количество услуги и полученных результатов, число потребителей услуг. 2. Экономические показатели: затраты на оказание услуги, удельный вес расходов на оплату отдельных видов бюджетных услуг. 3. Социальные показатели: показатель смертности, рождаемости, средней продолжительности жизни, удовлетворённость населения качеством бюджетных услуг. Рассматривая научные подходы, методы (количественные и качественные) и принципы проведения бюджетного анализа, таких учёных как А. Д. Шеремет, М. И. Баканов, М. В. Мельник, Д. А. Панков, Е. Н. Данилов Трофимова [23], в рамках исследования систематизированы этапы проведения экономического анализа эффективности деятельности бюджетного и автономного учреждения: 1 этап – предварительный обзор обобщающих показателей и внешних условий деятельности учреждения. 2 этап – анализ показателей по следующим направлениям: анализ технико-организационного уровня и социальной значимости услуг, нефинансовых активов, эффективности использования ресурсов (материальных, финансовых), расходов учреждения, капитала, уровня и динамики дебиторской и кредиторской задолженности, трудовых ресурсов и производительности труда, смет внебюджетной деятельности, финансового состояния. 3 этап – факторный анализ. Применяют двух-, трёх-, пятифакторные модели, определяя влияние нефинансовых активов, материальных ресурсов, трудовых ресурсов, рыночных факторов на объём оказанных услуг. 4 этап – Оценку эффективности бюджетных расходов предлагают проводить Н.А. Казакова, Е.А. Федченко, Л.Б. Трофимова [23] на основе следующих показателей эффективности: 1. Экономической эффективности: соотношение показателей бюджетной услуги и её объёма (У) и затрат на предоставление бюджетных услуг (З). (1.1) 2. Результативности: соотношение показателя конечного результата (Р) и затрат на предоставление бюджетных услуг (З). (1.2) 3. Эффективности бюджетных расходов (произведение показателей экономической эффективности и результативности) (1.3) При этом можно повысить экономическую эффективность при сохранении результативности, сохраняя расходы на оказание бюджетных услуг без ухудшения качества услуги и конечного результата, а так же повысить результативность при сохранении экономической эффективности, повышая качество предоставленной бюджетной услуги без роста расходов на её предоставление. 5 этап – апробация построенных факторных моделей формирование аналитической базы. При этом, методы вертикального, горизонтального, трендового анализа, анализа финансовых коэффициентов позволяют определить эффективность (неэффективность) деятельности бюджетного учреждения в сравнении с российской и международной практикой. 6 этап – обобщение результатов проведённого анализа с целью объективной оценки эффективности и социальной значимости деятельности бюджетного учреждения, выявление резервов для повышения эффективности деятельности. Таким образом, оценка финансово-экономической деятельности государственных (муниципальных) учреждений основывается, в первую очередь, на анализе экономической эффективности деятельности учреждения и означает наилучшее использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях достижения запланированных показателей. Применяемые в бюджетном секторе методики для оценки основаны на разнообразных методах экономического, статистического и финансового анализа и используются как внутренними пользователями информации, так и учредителем и другими заинтересованными субъектами с целью осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений. 1.3. Отраслевые особенности финансирования и оценки деятельности образовательных учреждений Существующая в России сеть государственных (муниципальных) образовательных учреждений насчитывает в настоящее время более 135 тысяч учреждений, финансирование которых осуществляется из средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации [27]. Образовательная организация – организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Такие юридические лица чаще всего являются некоммерческими организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы. К ним относятся следующие типы организаций: дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения; образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность [42]. Организация, осуществляющая обучение — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. К данному виду организаций относятся следующие типы учреждений: научные организации; организации для детей-сирот и детей без попечения родителей; организации осуществляющие лечение, оздоровление и отдых детей; организации осуществляющие социальное обслуживание [42]. Финансирование образовательных организаций в значительной степени осуществляется в России за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. При этом государственные расходы на об....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Правовые основы функционирования государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации
- Правовые основы осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- Особенности финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения